Наверх

Отчет Губернатора Курской области о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти Курской области - Администрации Курской области за 2010 год

ВЫПИСКА ИЗ СТЕНОГРАММЫ
пятьдесят пятого заседания
Курской областной Думы четвертого созыва
24 февраля 2011 года
г. Курск

Уважаемые депутаты, уважаемый Александр Александрович!

В соответствии с Уставом Курской области позвольте мне проинформировать вас о деятельности Администрации Курской области за 2010 год, ознакомить с ближайшими перспективами. Правда я здесь не настаиваю, но хотел бы подчеркнуть, что пока было введено у нас нормативное регулирование этого процесса, мы у себя в области раньше начали эту работу и уже девятый год, вы знаете, проходят отчеты работников, руководящих работников в администрациях районов и в муниципальных округах городских нашего региона. При этом мы постоянно публикуем, и в этом году это тоже было сделано, отчет полностью в газете «Курская правда». Поэтому, я понимаю, что нормативно мы здесь с вами в рамках каких-то находимся. Александру Александровичу уговаривал, что, может быть, мы не будем читать отчет, а перейдем сразу к обсуждению, сэкономим время. Тем не менее, норматив, все-таки, требует того, чтобы я.., думаю, что большинство депутатов уже все это слышали, но, тем не менее, буду тогда выступать.

Прошедший год, как вы знаете, не был простым для экономики области, это обусловлено, в первую очередь, влиянием последствий кризиса 2008-2009 годов и аномальными климатическими погодными условиями 2010 года.

Но, несмотря на это, нам удалось в регионе не допустить спада объемов производства в основных отраслях реального сектора экономики; сохранить положительную динамику привлечения инвестиций; обеспечить стабильность на рынке труда.

Все это стало возможным благодаря проводимой нами ответственной финансово-экономической политики, активному взаимодействию органов власти всех уровней, предприятий и организаций по решению задач социально-экономического развития региона.

Для успешной реализации проводимой нами политики приняты необходимые законодательные и нормативные правовые акты, реализуются Стратегия развития области до 2020 года, Схема территориального планирования, выполнялись мероприятия Программы развития области до 2010 года.

Разработана с активным участием наших ученых и сегодня будет внесена, утвердили вернее, внесена на ваше утверждение Программа социально-экономического развития области на 2011-2015 годы, которая прошла публичные слушания с участием и депутатов, и общественности, и одобрена на заседании Правительства области, согласована с федеральными структурами федеральных органов государственной власти.

В целом должен отметить, что совместная работа органов исполнительной и законодательной власти области в последние годы отличалась достаточно высокой степенью координации. Диалог органов исполнительной власти с областной Думой налажен в рамках проведения на ее заседаниях «правительственных часов», активном участии должностных лиц в работе Думы, её комитетов, регулярном, порой повседневном, рабочем контакте с депутатами Думы, в совместном планировании нормотворческой деятельности.

В свою очередь, депутаты Думы участвуют в деятельности органов исполнительной власти, комиссиях, практически во всех важных областных мероприятиях, совещаниях.

При этом важно то, что все наши усилия направлены, прежде всего, на создание необходимых условий для стабильного социально-экономического развития региона, повышения уровня жизни жителей.

В последние два года предприятия работали в условиях реализации антикризисных мер, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Промышленная политика Администрации области оказалась адекватной возникшим проблемам, что способствовало сохранению в целом промышленного потенциала области и созданию предпосылок для дальнейшего развития. Я приведу две цифры всего: в 2009 году, по его итогам, это был пик, вы знаете, финансово-экономического кризиса мирового, в целом кризис промышленного производства по Российской Федерации составил к 2008 году 89,2 %, в Курской области 99,2 процента, т.е. нам удалось, практически, удержать уровень промышленного производства на докризисном уровне, за исключением отдельных отраслей.

В рамках Соглашений о сотрудничестве Администрации области с собственниками предприятий и инвестиционными компаниями решались вопросы развития производства, сохранения рабочих мест, увеличения фонда оплаты труда, реализации социальных программ.

Важное значение придается у нас развитию региональной кооперации, которая позволяет увеличить загрузку производственных мощностей, укрепить экономику и финансовую устойчивость предприятий.

В прошлом году объем внутриобластных поставок предприятий вырос на 10 % и составил 4 млрд. рублей, что позволило не только увеличить объемы производства, но и обеспечить работой более полутора тысяч человек.

В целях расширения рынков сбыта для курских производителей в рамках заключенных Соглашений продолжается сотрудничество с органами государственной власти Республики Беларусь, Автономной Республики Крым, Республики Молдова, регионами Украины: Харьковской, Донецкой, Сумской и теперь вот Черниговской областей.

На особом контроле Администрации области ситуация на предприятиях, находящихся в процедуре банкротства. Принимаются все возможные меры, чтобы сохранить эти предприятия, их трудовые коллективы. Как пример, пережили банкротство и успешно сегодня развиваются «Курскобувь» и «Курскхимволокно». В прошлом году оба эти предприятия увеличили выпуск продукции в 1,4 раза. Треть продукции «Курскхимволокно» идет сейчас на экспорт.

В целом промышленность области завершила 2010 год с ростом на 6,6 %. Это абсолютно нормальный, на наш взгляд, показатель с учетом того, что в 2010, прошу прощения, 2009 нам удалось, практически, сохранить показатели нашей работы на уровне докризисного периода 2008 года. И это третий результат среди регионов Центрально-Черноземного района после Белгородской и Липецкой областей.

В текущем году планируется достичь в промышленности роста объемов производства не менее 5 процентов.

Администрация области делает все необходимое для успешного развития агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности региона.

В рамках заключенных Соглашений между Администрацией и Министерством сельского хозяйства государственная поддержка сельхозпредприятий составила 2 млрд. 200 млн. рублей. Это в 2010 году.

На сегодняшний день в аграрном секторе области реализуется 17 соглашений о сотрудничестве с агропромышленными компаниями. Их вложения в АПК в прошлом году составили 20 млрд. рублей.

С применением ресурсосберегающих и интенсивных технологий в 2010 году возделывалось свыше 60 % зерновых, вся площадь сахарной свеклы, 80 % - масличных культур.

Администрация области внесла свой вклад на федеральном уровне по дальнейшему совершенствованию земельного законодательства. Так, в октябре 2009 года на совещании, проходившем в Орловской области под руководством Президента нашей страны Дмитрия Анатольевича Медведева, мною был поднят вопрос о необходимости на государственном уровне решения правовых вопросов по эффективному использованию невостребованных земельных долей. К этой категории земель в нашей области относится свыше 350 тыс. гектаров. По результатам поднятой проблемы был принят… было дано поручение и был принят Закон, согласно которому распоряжение невостребованными земельными долями переходит в ведение сельских муниципальных образований, что значительно укрепляет их финансовые возможности, в том числе и для решения вопросов социального развития села. Ну, если коротко сказать по прошлому году, то он был, конечно, не из легких. Тем не менее, по валовому производству зерна Курская область заняла первое место в Центральном федеральном округе, вошла в число 7 регионов Российской Федерации с наиболее высоким его намолотом.

Собрано 2,2 млн. тонн сахарной свеклы, выработано 257 тыс. тонн сахара из нее. По валовому сбору сахарной свеклы Курская область вышла на первое место в Центральном федеральном округе и стала вторым регионом в России после Краснодарского края по этому показателю.

Учитывая позитивную динамику работы в свекловодстве, наша область стала местом проведения 9 Международного сахарного форума, который успешно прошел в 2010 году в м.Свобода Золотухинского района, в котором приняли участие представители фирм и хозяйствующих субъектов, государственные деятели из 18-ти стран мира, ведущих в этой отрасли. И в текущем году это важное мероприятие международного масштаба также будет проведено в Курской области.

По темпам наращивания производства масличных культур сельхозтоваропроизводители области уже несколько лет подряд входят в число лучших регионов России. По инициативе и прямой поддержке Администрации области за последние пять лет, что касается животноводческой отрасли, где мы сейчас сосредоточили максимум внимания, построено и сдано в эксплуатацию 27 животноводческих объектов, комплексов. Общий объем инвестиций составил 31 млрд. 200 млн. рублей.

В текущем году продолжится строительство еще 9 комплексов, начнется строительство новых, за счет чего к 2015 году планируется значительно увеличить производство мяса в нашей стране.

Намечено строительство и ведется 8 молочных комплексов, что позволит в текущем году произвести во всех категориях хозяйств 420 тыс. тонн молока.

В целом в животноводство в текущем году планировалось с учетом мнения наших партнеров - инвесторов вложить, примерно, 27 млрд. рублей инвестиций. График ввода этих объектов находится под контролем Администрации и под моим личным.

Проведенные мероприятия в животноводстве по развитию и восстановлению животноводческой отрасли позволили создать новые рабочие места для 1600 человек, увеличить среднюю заработную плату на комплексах, которые сегодня от 15 тысяч рублей и выше.

В рамках сотрудничества Администрации области с правительством города Москвы и Южным Административным округом нашей столицы планируется строительство пяти семейных молочных ферм, которые будут строиться в этом году.

В настоящее время продолжается подготовка к весенним полевым работам. В этом году предстоит произвести 3,2 млн. тонн зерна, не менее 3,5 млн. тонн сахарной свеклы, 150 тыс. тонн масличных культур, 860 тыс. тонн картофеля и 126 тыс. тонн овощей. Для того, чтобы эта кампания прошла успешно, многое для этого сделано. Сев озимых зерновых культур проведен на площади 480 тыс. гектаров, что на 30 тыс. гектаров превышает объем прошлого года. Полностью вспахана зябь на площади 800 тыс. гектаров. На весь яровой клин засыпано семена яровых зерновых и зернобобовых культур.

17 февраля нынешнего года на базе Глушковского района подведены предварительные итоги готовности хозяйств области к весенним полевым работам и в марте, как обычно, будет проведено областное совещание, которое подведет итог готовности региона уже полностью к кампании в агропромышленном комплексе в 2011 году по весенне-полевым работам.

Отмечу, что подготовка АПК области к проведению весенне-посевной кампании идет в плановом режиме.

Осуществляя планы по развитию сельскохозяйственного производства, мы особое внимание стараемся уделять мероприятиям по улучшению жизни наших селян, совершенствованию облика сельских населенных пунктов, всего сельского уклада нашей жизни.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить депутатов Курской областной Думы, которые способствуют решению вопроса увеличения лимитов средств областного бюджета на строительство и реконструкцию сельских объектов водоснабжения в 2010 – 2011 годах. Так, в прошлом году на мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности за счет всех источников было направлено 258,8 млн. рублей.

Это позволило обеспечить строительство с вводом в эксплуатацию систем водоснабжения в 43 населенных пунктах Курской области.

В рамках программ социального развития села в 2010 году на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, строительство и приобретение жилья в сельской местности было направлено 539 млн. рублей за счет всех источников финансирования.

Введено в эксплуатацию 230 км газовых сетей, 130 км водопроводных сетей, как я уже сказал. Субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности получили 122 семьи, из них 77 - молодых. Построено три фельдшерско-акушерских пункта, оснащенных необходимым оборудованием. Развитие сельскохозяйственного производства является основой для успешной работы пищевой и перерабатывающей промышленности.

В прошлом году на реконструкцию действующих и создание новых перерабатывающих мощностей инвестиционными компаниями и собственниками предприятий было направлено 1 млрд. 900 млн. рублей инвестиций, что выше, чем в 2009 году, на 18 %.

В результате постоянного взаимодействия с руководством предприятий и инвестиционных компаний обеспечен рост производства основного ассортимента пищевых продуктов.

Велась работа по повышению конкурентоспособности продукции. Высокая конкурентоспособность продукции курских производителей была подтверждена на последней агропромышленной выставке «Золотая Осень» в г. Москве, которую регулярно проводит Министерство сельского хозяйства России, на которой 59 видов наших изделий отмечены медалями Выставочного комитета.

Одним из важнейших факторов дальнейшего развития хозяйственного комплекса области, конечно, является активизация инвестиционной деятельности.

В законодательство области нами с вами были внесены значительные изменения, направленные на расширение перечня форм государственной поддержки инвесторов и упрощение условий предоставления государственной поддержки. Оказывалась поддержка инвесторам в реализации инвестиционных проектов путем предоставления имущества залогового фонда Курской области.

Продолжена практика подписания Соглашений о сотрудничестве с инвесторами, со структурами федерального уровня. По итогам прошлого года с учетом реализуемых Соглашений в экономику и социальную сферу Курской области привлечено, примерно, 60 млрд. рублей, в том числе инвестиции в основной капитал составили 44 млрд. 800 млн. рублей, или с ростом на 8,9 %.

Это, конечно же, позитивно отразилось на оценке инвестиционного климата области ведущими нашими рейтинговыми агентствами. По оценке агентства «Эксперт» Курская область по итогам 2010 года занимает среди субъектов Российской Федерации по инвестиционному потенциалу 36 место из 83-х; по инвестиционному риску – 16 место, поднявшись за год на 7 позиций.

В этом году продолжится работа по дальнейшему улучшению инвестиционного климата в регионе. Уже приступили к разработке программы повышения инвестиционной привлекательности до 2015 года, и будет вестись работа по расширению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Учитывая важность решения вопроса газификации, как для экономики, так и для повышения уровня жизни населения, этому направлению придается особое значение.

В результате взаимодействия с федеральными органами, ОАО «Газпром» личных встреч моих с Председателем Правления Газпрома Алексеем Борисовичем Миллером газификация области в последние годы ведется высокими темпами. Я напомню, что в 2001 году у нас уровень газификации в сельской местности составлял 21,1 %, сегодня составляет 53. Уровень общей газификации сейчас составляет 83 %. В ряде районов этот показатель превысил 80 % и достигает уже своего пика. Это и Мантуровский, Суджанский, Поныровский районы.

В прошлом году введено 678 км газовых сетей, газифицировано природным газом свыше 10 тыс. квартир. За счет инвестиций Газпрома в октябре было начато строительство газопровода-отвода к АГРС пос. Конышевка с вводом в 1 полугодии этого года, что позволит обеспечить природным газом Конышевский район – последний район, где нет пока природного газа. Начато также строительство, ведется 13 межпоселковых газопроводов, с вводом в текущем году. Кстати, тот же 2001 год природный газ в Курской области в сельских районах присутствовал в 12-ти районах нашего региона. Сегодня мы завершаем эту работу. Я думаю, что это плоды тоже наших совместных усилий.

На газификацию области в прошлом году были направлены средства в объеме 1 млрд. рублей, из них 530 млн. рублей – это инвестиции ОАО «Газпром».

В этом году в газификацию области будет, примерно, направлено такое же количество денежных средств, т.е. 1 миллиард с небольшим рублей,

Достичь уровня газификации в области, примерно, 90 % планируется, как раз вот исполнив среднесрочную программу развития нашего Курского региона на 2011-2015 год.

Что касается жилищного строительства. Это направление характеризовалось последние годы положительной динамикой. В связи с кризисом и некоторым снижением спроса на вновь строящееся жилье, в прошлом году был несколько сокращен объем ввода жилья – 377 тыс.кв.м. Считаю, что 2011-2012 годы должны не только восстановить докризисный период, но и сделать шаг несколько дальше.

Хотел бы отметить, что большое внимание уделяется обеспечению жильем, в первую очередь, льготной категории граждан. Это основная забота структур государственной власти. И в прошлом году улучшены жилищные условия 2 тысячам льготников, что почти вдвое больше, чем в 2009 году.

В этом году планируется ввод где-то в пределах 380-400 тыс. кв. метров жилья. Это позволит решить вопросы улучшения жилищных условий, в том числе и всех льготных категорий граждан, которые относятся к ним. Прежде всего, завершить работы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в связи с Указом Президента Российской Федерации.

Уже говорилось здесь по питьевой воде в сельской местности. Хотел бы сказать, что эта работа будет приоритетной и в 2011 году. Здесь у нас достаточно, конечно, большой объем работы предстоит сделать и мы сейчас делаем все для того, чтобы эта работа получила системный такой характер. Мы могли бы обслуживать вот те сети, которые строятся, чтобы у нас не получилось так, как при переходе постсоветского периода к нынешнему, когда, примерно, на 15 лет эта работа была полностью заброшена, к сожалению. Сегодня нам приходится восстанавливать, т.е. не только строить новые сети в тех населенных пунктах, где их не было никогда, но и восстанавливать их там, где они когда-то были построены, а затем из-за того, что никто их не обслуживал, они также пришли в негодность. К большому сожалению. Благодаря нашему взаимодействию с Минрегионом России ежегодно из федерального бюджета выделяются средства на строительство и расширение Шумаковского водозабора. Уже действует первая очередь. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию, ну, нам бы очень хотелось, чтобы эта проблема была решена и я надеюсь, что мы с городом Курском ее доработаем. Николай Иванович, наверное, здесь присутствует. Хотелось, чтобы здесь в областном центре появилась станция обезжелезивания. Стоимость ее достаточно высока, но тем не менее, проблема эта актуальна. Но я тоже напомню, что в 2001-2002 году я тоже с интересом обнаружил, что у нас в Курске, за исключением нескольких улиц (в областном центре) на 8-ых-9-ых этажах вода, вообще-то, подавалась по графику 1,5-2 часа максимум в сутки. Сегодня, практически, эта проблема снята и подстанция обезжелезина. Она должна завершить фактически нашу работу по восстановлению вот этого объекта, по реанимации строительства объекта «Шумаковский водозабор» и в необходимости ее никого здесь убеждать не надо.

Что касается проблемы экологии «Чистая вода», я уже о ней говорил. Из областного бюджета за 2007-2009 годы выделено более 75 млн. рублей, построено более 400 объектов водоснабжения на селе.

Для привлечения федеральных средств на проведение водохозяйственных мероприятий ежегодно заключаются Соглашения с Федеральным агентством водных ресурсов.

Работа по развитию дорожно-транспортной сети. Сегодня это актуальнейшая задача, я думаю, что она актуальна всегда была. Ежегодно увеличиваются объемы финансирования этой отрасли. Пусть не на много, и тем не менее, сегодня в этой части мы выглядим достаточно достойно. Если в начале двухтысячных годов в дорожное хозяйство направлялось где-то, примерно, 800 млн.рублей ежегодно, то сегодня это почти 3,5 млрд.рублей из областного и федерального бюджетов. Это существенная подвижка, что позволило нам решить очень многие вопросы в этой сфере.

Мы долго и много работали с Министерством транспорта, и мне пришлось встречаться с Президентом нашей страны, поднимать этот вопрос. Это вопрос строительства моста через реку Тускарь в городе Курске и модернизация дорожной федеральной сети, проходящей по территории Курской области. В этом году ожидаем подвижек, поскольку есть сегодня информация о том, что почти 30 км дороги, по крайней мере, от границ Орловской области до Курска федеральными структурами будет выполнен их капитальный ремонт, на что выделены достаточно серьезные средства. И там построен ряд объектов инфраструктур. Что касается моста через Тускарь, здесь мы пытаемся работать на упреждение. Почему? Потому что тогда, когда через 3-4 года станет вопрос о закрытии ныне действующего моста, а он обязательно встанет, появится необходимость включать обязательно новый. Если бы мы были к этому не готовы, мы бы с вами разделили областной центр на две малообщающиеся между собой части. Поэтому в этом году стоит задача завершить его строительство. Эта стройка для нас курян достаточно сложная, стоимость ее миллиард 100 млн. рублей денежных средств. Причем там учитываются и наши местные ресурсы: областные и муниципальные города Курска.

На поддержку автомобильного и городского электрического транспорта области из бюджетов всех уровней в прошлом году направлено 333 млн. рублей, организациям железнодорожного транспорта - 20,8 млн. рублей.

В прошлом году открыто регулярное автобусное сообщение по 10-ти пригородным маршрутам.

Транспортными предприятиями области приобретено 30 автобусов различных марок, 13 троллейбусов, в том числе за счет средств федерального бюджета.

В прошлом году при тесном взаимодействии с ОАО «Российские железные дороги» и его филиалами Администрации области удалось сохранить пока. И я надеюсь, что мы должны здесь Александр Александрович и депутатский корпус, надеюсь, что большинство из вас продолжат работу здесь, наверно. Поэтому хотелось бы, чтобы мы и дальше эту позицию отстаивали, потому что есть желание у РЖД переложить все это на плечи одного отдельно взятого региона. Это достаточно сложно. Пока вот нас удается, на этот год, вернее, нам удалось отстоять эти позиции, но дальше предстоит совместно с этим работать. Как вы знаете, и я уже сказал, это факт для нас с дополнительными расходами, если это произойдет, не менее 500 миллионов рублей в год. Что достаточно серьезное бремя для областного бюджета.

Для осуществления контроля и повышения безопасности пассажирских перевозок на территории Курской области более 1 тысячи автобусов подключено к системе ГЛОНАСС.

Пристальное внимание уделяется вопросам антитеррористической и противопожарной защищенности объектов транспортной инфраструктуры, обеспечению безопасности движения, в том числе на железнодорожных переездах.

В текущем году будет продолжена работа с ОАО «Российские железные дороги» по организации железнодорожного пассажирского сообщения между Курском и Воронежем. Вы знаете, что, к сожалению, руководство пошло, я имею ввиду, железных дорог, на то, что тот маршрут, который с трудом нам удалось в свое время внедрить, он оказался сегодня снят по их инициативе. Есть и ряд других вопросов, требующих решения на федеральном уровне и мы собираемся дальше продолжить в этом плане работу с РЖД и структурами Правительства Российской Федерации.

Преодолев последствия кризиса 2009 года, приобретает положительную динамику развития потребительский рынок товаров и услуг.

В прошлом году оборот розничной торговли вырос на 3,7 %, объем платных услуг – на 1,7 %. Открыто и реконструировано около 250 предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг; проведено свыше 230 расширенных продаж, выставок-ярмарок. Дополнительно создано около 1500 новых рабочих мест.

Сохранили действующий с 2004 года порядок регулирования цен на отдельные наименования хлеба. В прошедшем году регулировались цены на пять наименований хлеба из муки, произведенной из зерна страхового фонда по фиксированным ценам, которые с ноября 2008 года не повышались. Ну и мы собираемся… мониторили события, происходящие на рынке, эту работу продолжать и дальше. Тем более наработки такие есть. Кстати, далеко ни каждый регион, в том числе и наши соседние, могут этим похвастаться.

Одним из важнейших направлений деятельности Администрации области, является развитие внешнеэкономического сотрудничества. Я уже говорил, что у нас в 2001 году объем внешнеторгового оборота с нашими соседями – Украины, Белоруссии, да и странами дальнего зарубежья в целом составлял… где-то составлял, примерно, объем его составлял 180 млн. долларов. Внешнеторговый оборот к 2009 году вырос где-то до 1,5 млрд. долларов США.

Из 18 регионов ЦФО положительное сальдо внешнеторгового оборота сложилось в 7 регионах, в том числе и в Курской области.

Важное значение придается развитию связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. При Совете глав субъектов Российской Федерации при МИД России под моим руководством сегодня создана рабочая группа по вопросам реализации региональных программ поддержки соотечественников и Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Текущий год в этом плане у нас так же знаменателен еще и тем, что впервые Генеральная Ассамблея и Ежегодная Конференция Ассоциации европейских приграничных регионов будет проведена за пределами стран Европейского Союза и проведена в России. Это событие состоится в городе Курске. МИД и Минрегион России высоко оценивает в этом плане работу Администрации нашей области по развитию приграничного сотрудничества и установлению побратимских связей с регионами Украины и рекомендует приграничным регионам России учитывать опыт нашего региона.

В прошлом году в установленные сроки и в полном объеме жилищно-коммунальный комплекс был подготовлен к работе в осенне-зимнем периоде. На выполнение мероприятий было израсходовано 1 млрд. 400 млн. рублей; заменено 432,4 км инженерных коммуникаций. Здесь есть, я никакой Америки не открою, то же самое, беда какая, то что на протяжении полутора десятков лет в нашем регионе, по крайней мере, это точно, инфраструктурой этой, практически, мало кто занимался и тех, кто к этим сферам имеет отношение могут это подтвердить. Сегодня приходится нам, как бы, подготавливая регион к осенне-зимнему периоду, скажем текущему, еще и заниматься тем, что осталось наследство и это, поверьте, не очень просто. Но, тем не менее, приходится эти задачи сегодня решать.

Продолжилась работа с федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ. Но ваш покорный слуга был один из тех губернаторов, кто неоднократно эти вопросы перед руководством и Правительством Российской Федерации ставил. Наконец решение такое было принято по оказанию помощи регионам в решении этой проблематики, и в 2008 году началась конкретная работа вот этого федерального фонда содействия реформирования ЖКХ. Поэтому нам был установлен лимит в 2 млрд. 400 млн. рублей на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, переселение граждан из аварийного жилья. И, в принципе, мы эти средства выбрали все у федерального центра и их здесь освоили. Поэтому работа эта по просьбе регионов сейчас федеральным центром будет с нами вместе продолжена, но а я хочу вам сказать, что и региональные средства, и средства наших муниципальных образований, а также и жителей по 5 процентов, они также были вложены. Если в целом взять с учетом всего, о чем я сказал, то общий объем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан составил 3 млрд.400 млн. рублей.

В результате было расселено 130 аварийных домов, обеспечены безопасные условия проживания 2 тыс. человек, за счет капремонта улучшены жизненные условия свыше 185 тыс. человек. Это где-то 1122 многоквартирных жилых дома в городе Курске по периметру нашего региона, т.е. в тех муниципальных образованиях, кто оперативно сработал и тех, кто смог принять участие. Конечно, это проблема самовоспроизводимая, будет и дальше здесь проблема возникать, поскольку жизнь будет их ставить. Но вот то, что удалось сделать, я считаю, это заслуга тоже наших областных структур. Да, здесь было много вопросов, проблем, потому что большой объем работы и, честно говоря, часто сталкивался с проблематикой, когда качественный ремонт, даже получив на это право, не могли некоторые структуры его выполнить. Поэтому с этим приходилось тоже иметь дело и достаточно серьезное. В феврале текущего года было принято решение о выделении из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ еще 96,3 млн. рублей на продолжение реализации программы по капитальному ремонту домов и 244,8 млн. рублей – на переселение граждан из аварийного жилья.

В прошлом году, как и в предыдущие годы, достаточно большое внимание уделялось малому и среднему бизнесу.

За прошедший год в области зарегистрировано более 6 тысяч начинающих индивидуальных предпринимателей и около тысячи предприятий, оборот малого и среднего бизнеса за 2010 год составил более 120 млрд. рублей с ростом на 3 % к 2009 году.

Мы приняли решение усилить программу по развитию малого и среднего бизнеса, дополнив ее новыми направлениями и поддержав дополнительными бюджетными средствами.

В прошлом году на поддержку более 200 проектов малого и среднего бизнеса бюджетные субсидии составили около 80 млн. рублей.

Наши действия направлены на то, чтобы малый и средний бизнес активно встраивался в производственные цепочки крупных промышленных предприятий и компаний и проявлял себя.

Хотел бы отметить, что в 2010 году ситуация на рынке труда области имела тенденцию к стабилизации. Начиная с марта 2010 года, наметилось снижение численности зарегистрированных безработных, к концу года она сократилась на 2 тыс. человек и составила, примерно, 10 тыс. человек. Уровень безработицы составил 1,6 % против 2 % на начало 2010 года.

Этому способствовала системная целенаправленная работа, проведенная Администрацией Курской области совместно с муниципальными образованиями, работодателями, профсоюзными организациями.

В рамках двух программ, реализуемых в сфере занятости, в 2010 году в общественных и временных работах приняли участие примерно 17 тысяч человек.

На финансирование программ в сфере занятости населения из федерального и областного бюджетов было направлено более 750 млн. рублей. И задача стоит перед нами совместная, как я понимаю, недопущение увеличения уровня регистрируемой безработицы и снизить ее процент, чтобы он составлял более 1,5 %.

Повышается уровень жизни населения. В последние годы денежные доходы сохранили динамику роста за счет всех составляющих: оплаты труда, пенсий, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности.

Этому способствовали и меры, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

В прошлом году среднедушевые денежные доходы населения возросли на 12,8 %, среднемесячная заработная плата – на 10,7 %. И что сегодня приятно о чем сказать, это, вы знаете, в 2001-2002 году у нас доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 40 % по Курской области, сегодня она сократилась до 11,0 %.

Увеличение заработной платы наблюдалось во всех отраслях экономики, а в отдельных превышался уровень среднеобластного значения.

Вы знаете, что в 2010 году было принято решение Администрацией области об увеличении фонда оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 декабря на 10 процентов. Затем в январе принято постановление Администрации области об увеличении фонда оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 марта это будет работать нынешнего года, еще на 10 процентов. Это достаточно серьезные суммы средств первой и второй…акты потребовали, но, тем не менее, мы идем на это, понимая, что сегодня люди действительно находятся не в простом положении. Кстати, вы знаете, депутаты, не буду вам здесь это повторять, Правительство Российской Федерации пока что планирует на 1 июня повысить фонд оплаты труда еще на 6,5 процентов. И, в принципе, в бюджете нашего региона эта сумма предусмотрена. Так что еще 6,5 процентов дополнительно к тем 20, которые уже произведены.

Об улучшении уровня жизни курян свидетельствует и рост поступлений на счета по вкладам физических лиц в 2010 году - в 1,4 раза, увеличение расходов на покупку недвижимости - почти в 2 раза и на приобретение иностранной валюты - в 1,1 раза.

В ближайшие три года предусматривается увеличение денежных доходов на душу населения и среднемесячной номинальной заработной платы работников в 1,4 раза; реальных – в 1,2 раза.

На особом контроле у Администрации области остаются вопросы защиты трудовых прав граждан и соблюдения государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством о труде.

Однако решить вопрос о полном погашении задолженности по выплате заработной платы в течение года не удалось. И если заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивается своевременно, и за этим мы строго следим, то работодателями коммерческих структур допускаются случаи несвоевременной ее выплаты. На 1 января текущего года задолженность составляла 19,5 млн. рублей, при этом наибольший объем долгов (18,8 млн. рублей) приходился на предприятия «Красную поляну Мясокомбинат» и «Птицефабрику «Красная поляна». Это, конечно, недопустимо. И здесь сейчас ведется совместная работа с правоохранительными структурами, профсоюзными органами и т.д. в этом плане.

В текущем году работа эта будет продолжена.

Построение эффективной бюджетной системы, отвечающей современным требованиям, приобретает все большую актуальность. Значительное внимание этому уделяется и в нашей области.

По рейтингу Минрегиона России по итогам 11 месяцев (пока нет годовых) 2010 года Курская область вошла в первую двадцатку, заняв 16-е место, с лучшим показателем по сводному индексу – «бюджетная система», куда из ЦФО вошли также еще Белгородская и Калужская области.

В 2010 году поступление доходов в консолидированный бюджет составило 36,8 млрд. рублей, с ростом на 19 % к уровню 2009.

Расходы консолидированного бюджета за 2010 составили 35,3 млрд. рублей, с ростом на 11 %. Консолидированный бюджет в динамике имеет тенденцию по обоим показателям расти.

В 2010 году Администрацией области принята Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и план мероприятий по ее реализации в 2010 году.

Одной из главных целей Администрации области является создание условий для обеспечения более высокого качества жизни курян.

На протяжении последних лет бюджет остается социально ориентированным. В прошлом году на финансирование социально-культурной сферы направлено 20,4 млрд. рублей, и это составляет почти 58 % всех расходов консолидированного бюджета.

В этой сфере успешно работает ряд законов области, федеральных и областных целевых программ, а также приоритетные национальные проекты. Я думаю, если здесь называть отдельные объекты, я не буду, должен сказать, что вне нашего внимания с учетом названных цифр не остаются ни одна из социальных сфер и ни сфера образования и здравоохранения, много делается для организации системы летнего отдыха и оздоровления детей. Мероприятия в этой сфере финансировались за счет средств бюджетов всех уровней, предприятий и, конечно же, из областного бюджета выделялись достаточно солидные средства.

Что касается по здравоохранению, здесь буквально два слова, все-таки, сказал бы. Вы знаете, какую базу здравоохранение Курской области имело 10 лет назад. Сегодня мы делаем все для того, чтобы как-то компенсировать это отставание и поставить наш регион в число регионов с достаточно хорошо развитой системой инфраструктуры медицинской помощи. Сегодня, в принципе, строятся знаковые объекты, вы знаете, и детская больница, это и перинатальный центр, сданный в этом году, вернее в декабре прошлого года. Сегодня решен вопрос по строительству онкологического центра, защищена программа модернизации здравоохранения Курской области. Недавно мы встречались в Москве с Министром Минспорттуризма Виталием Мутко, подписали Соглашение по развитию физкультуры и спорта в нашем регионе. И я думаю, что это тоже знаковое событие для Курской области, поскольку спортивная база здесь также у нас, доставшаяся всем нам в наследство, оставляла, мягко говоря, желать много лучшего. И реализация намеченного Соглашения, я думаю, позволит нам сделать достаточно хороший такой прорыв, шаг вперед. И знаковых объектов достаточно много. Я бы назвал наиболее крупные, это, мы договорились о том, что федеральный центр нас поддержит в этом плане и мы бы очень хотели, чтобы в этом году в строй действующих вошел спортивно-культурный центр наш в городе Курске на улице Энгельса, и активно началось строительство ледового дворца в г. Железногорске. По спортивно-культурному центру, знаете, он решает сразу несколько проблем, почему, потому что… У нас, если взять даже мероприятия в сфере культуры, да и в сфере спорта, драмтеатр, доставшийся нам, как я всегда говорю «спасибо обкому КПСС и Александру Федоровичу Гудкову и его коллегам» за то, что они сумели тогда построить драмтеатр на 900 мест. А спортивно-культурный центр 3200 мест, где можно проводить большие мероприятия любого характера. Мы хотим сделать этот центр базовым для нашей баскетбольной команды, играющей в супер лиге «Динамо», второе – это фехтовальный центр и посмотреть центр по развитию базового вида спорта, который теперь определен для нас – это тяжелая атлетика. Посмотреть там, может быть, и вопросы по борьбе дзюдо. Александр Александрович Кичигин руководит этой нашей областной федерацией. База, в принципе, создана, и поддержка будет оказана по развитию той базы, которая создана.

По сфере культуры я не буду тоже ваше внимание занимать достаточно много. Хочу сказать, что неукоснительно нами выполняются требования законов, которые у нас приняты здесь на территории планов мероприятий. Мы продолжили в этом году практику тематических годов. Это, кстати, помогает нам активизировать усилия, или сложить что-ли усилия, нашего с вами плюс муниципальных образований: ввод библиотек, ввод театров и кино, все это дало хорошие результаты, хороший импульс для развития этих сфер.

А что касается текущего года, в прошлом году мы с Министром культуры Александром Алексеевичем Авдеевым здесь долго достаточно обсуждали эти проблемы. Есть большое желание у меня, а теперь оно, наверное, станет реальностью, чтобы в декабре, по крайней мере, нынешнего года, может быть в ноябре, сумел принять первых посетителей наш Курский областной цирк, который является одним из знаковых объектов культуры не только, кстати, в Курском регионе, но и в соседних областях. Почему? Потому что раньше, наверное, вы в курсе, наши соседи часто приезжали к нам для того, чтобы посмотреть здесь эти мероприятия. Нам удалось сохранить этот объект по целевому назначению, хотя было очень много здесь ходаков, соблазнителей использовать его в другом плане, догадываетесь каком, тем не менее, нам удалось решить этот вопрос. Сегодня объект, в принципе, уже на выходе. И, кстати, необходимая сумма средств на этот год для завершения строительства предусмотрена, федералы в этом плане нас поддержали.

Что касается социальной сферы, здесь можно достаточно много говорить, я думаю, что вы отчет наш, все-таки, смотрели достаточно внимательно, но хочу вам сказать, что мы стараемся делать все для того, чтобы она получала развитие, как и материальная база, также готовились кадры и чтобы они эффективно работали. Не безынтересно, наверное, все-таки, цифру назвать. В прошлом году в области выплачивались 32 вида пособий, компенсаций и иных мер поддержки семьям с детьми. Они идут по разным направлениям. И сегодня, наверное, только казуист, который хочет там что-то, бывает желание сказать: «А какой у нас уровень детских пособий?». Вот я назвал, что 32 вида сегодня различных выплат идет по различным направлениям и программа. Поэтому учтено здесь, практически, на мой взгляд, все, что касается этой сферы и вопросы эти решаются.

Что касается пособия при рождении в семье второго, третьего и последующих детей, вот давайте так, количество получателей этих пособий у нас превысило в прошлом году 15 тысяч семей. И на выплату этих пособий из областного бюджета было направлено 425,4 млн. рублей.

За счет предоставления социальных выплат жилищные условия улучшили (вот называл там село).., а в целом 168 молодых семей плюс 11 многодетных семей и 6 граждан из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году мы эту составляющую значительно усилим. И я благодарен при принятии областного бюджета на этот год вам за поддержку наших предложений в этом направлении.

Будет продолжена работа областного благотворительного марафона «Мир детства». Вы знаете, в прошлом году собрав поступившие средства от предприятий, организаций и граждан, эта общественная организация сумела оказать адресную социальную помощь 603 семьям с детьми, что для нас весьма тоже ценно.

Важное место в деятельности Администрации занимала проблема взаимодействия развития местного самоуправления.

Проведена большая работа по совершенствованию территориальной структуры органов местного самоуправления. Вы знаете, как сложно решался вопрос по объединению, но, тем не менее, в подавляющем большинстве районов эта работа была реализована и доведена до конца. В результате объединения в 2010 году количество муниципальных образований сократилось на 185. Сегодня в области их действуют 355, в том числе 295 – сельских поселения. Мы намерены и дальше продолжать работу в этом направлении.

Сегодня с органами местного самоуправления ведется работа по укреплению экономической основы, в том числе и учеба. Потому что здесь достаточно много, вы знаете, бывает иногда желание и нежелание и очень мало самоотдачи у тех, кто возглавляет эти структуры.

Что касается открытости, на официальном сайте Администрации имеется сервис обратной связи с населением; осуществляется переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде; развивается сеть социального доступа Курской области, в которую в настоящее время входят 11 информационных терминалов.

Успешное развитие региона невозможно без надлежащего правопорядка в нем. К этой сфере мы относимся как к одному из важнейших элементов благополучия человека. Оцениваем его не только по борьбе с уже совершёнными преступлениями, а, в первую очередь, по результатам и объёму профилактических мероприятий. И, кстати, мы сегодня вот руководители здесь правоохранительных органов присутствуют, думается, то что решение координационного совещания при Президенте, которое было принято, и там дано поручение, разработать закон о профилактике правонарушений, это один из тех моментов, который мы, кстати, всегда здесь в Курской области ставили и мы вот в ноябре обсуждали достаточно подробный с Рашидом Нургалиевым, Министром внутренних дел, поэтому федеральные структуры здесь то же самое проявили, наверное, инициативу, что весьма важно.

Что касается того, как мы поддерживаем эту работу. Осознавая особую важность правопорядка для жизни наших граждан, оказывается всякое содействие правоохранительным органам в этом деле.

За 10 лет объём денежных средств, выделяемых из областного бюджета на правоохранительную деятельность, это в основном, конечно же, УВД, насколько вы понимаете, возрос со 140 млн. рублей до 1 млрд. рублей. Я не буду здесь перечислять объекты, которые удалось ввести и что удалось сделать, хотелось бы просто несколько цифр из показателей. В прошлом году в целом по Курской области преступность уменьшилась на 10,6 % по сравнению с 2009 годом; сократилось на 12,6 % количество тяжких и особо тяжких преступлений, и на 7,2 %, что тоже очень важно, подростковая преступность. Уменьшились преступления такого рода, как экономические, грабежи, кражи и т.д.. Вопросу правопорядка и законности мы и впредь намерены уделять самое пристальное внимание.

Ну, и институты гражданского общества. Убежден, что без их участия и согласия тоже достаточно сложно решать жизненно важные проблемы региона. С лидерами большинства общественных объединений сегодня достаточно конструктивно налажено сотрудничество и я им благодарен за то, что они сегодня делаю в области. В области созданы и в течение нескольких лет работают Общественная палата, Совет муниципальных образований и другие. Возрастает их влияние на общественную жизнь нашего региона.

Большую роль в реализации политики социального партнерства в регионе играет Федерация профсоюзных организаций Курской области. Между Администрацией области и Федерацией сложились тесные деловые отношения. И мы недавно обсуждали это с Михаилом Викторовичем Шмаковым, председателем Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации. Я думаю, что эта работа будет продолжена.

Осуществляется плодотворное сотрудничество с Курской Епархией русской православной церкви в сферах духовно-нравственного и патриотического воспитания, профилактики правонарушений. Епархия активно участвует в партнерских отношениях с другими регионами. И мы, в свою очередь, поддерживаем, стараемся делать все для того, чтобы помочь нашей Епархии в реализации тех задач. которые они у себя делают. В этом году работа, скажем, Попечительского Совета по Коренной Пустыни будет направлена на завершение работы по воссозданию этой святыни в ее первозданном виде. И мы можем с вами гордиться тем, что такой объект на территории Курской области появился.

В целом считаю, что проводимая работа оказала положительное влияние на создание атмосферы доверия и стабильности в обществе.

Что касается других аспектов. Обо всем здесь не скажешь. Мы правильно воспринимаем критику в свой адрес, адекватно реагируем на протестные мероприятия, которые проводятся в области. С представителями различных общественных организаций, партий, когда возникают такие вопросы, депутатским корпусом ведутся всегда переговоры. И я считаю, что те, кто конструктивно настроен в этом плане, всегда получат в этой части поддержку. Огорчает иногда и вызывает недоумение деструктивная позиция отдельных наших политиков, так скажем, не хочется мне в период выборной кампании об этом говорить, тем не менее, желание участвовать в решении практических задач отсутствует, а вот нагнетание ситуации присутствует почему-то. И это, кстати, негативно сказывается на развитии Курского региона в целом. Мне как-то Евгений Степанович Савченко, мой хороший старый товарищ, более опытный, задал вопрос: «Я не знаю, почему у вас в Курской области всегда выносится сор из избы? У нас тоже всегда хватает недостатков и т.д. и т.д.». Вы где-нибудь слышали в СМИ центральном и других, чтобы Белгородская область там где-то фигурировала? Или Орловская область? Там тоже их достаточно, как мы убедились, сейчас не будем тут, я считаю не корректно в адрес соседей что-то там говорить или показывать пальцем, но у нас, кстати, это в Курске бывает. Я вот вас призываю к тому, чтобы мы в дальнейшем строили работу консолидированно. Есть какие-то вопросы, я не думаю, что здесь кто-то преднамеренно что-то старается ухудшить. Этого никогда не было и не будет. До тех пор, пока мы, по крайней мере, я лично возглавляю Администрацию и т.д. Поэтому вот призываю всех к конструктивной и нормальной работе.

И хотел бы подчеркнуть, что нас должно объединять одно – стремление как можно больше сделать для улучшения жизни нашего родного курского края. Поэтому в активной совместной работе вижу серьезные резервы для поиска новых идей, модернизации, консолидации, нашего курского общества. И убежден, там, кстати, показывают это и примеры последних лет, где мы складываем усилия, там получается и неплохо. Я называл вам показатели некоторые. Я могу откровенно, честно сказать, что в 2001 году, когда мы начинали свою работу, если бы кто-то сказал, что мы по какому-то показателю достанем или обойдем, скажем, Белгородскую область, то это был бы фантастикой. Сегодня мы четыре года подряд обходим их по производству зерна, теперь сахарной свеклы, сахара. Я думаю, что сейчас подойдем и по другим показателям. Хотя иногда эти сравнения не очень корректны. Вы знаете, что надо учитывать и площадь, и население, и базу, кто с чего стартовал. Но даже при этом мы имеем, а почему это произошло?. Но я благодарен и депутатскому корпусу, и тем составам 2001-2006, 2006-2010 и хозяйственникам, за то, что в АПК нам удалось сложить и сложились усилия предпринять ряд конкретных таких продуктивных шагов. Что, в общем-то, и сказалось. Мы сегодня и в промышленности можем и уже есть преднометки к тому, что можем решить целый ряд вопросов не хуже, чем, по крайней мере, тем, кто вокруг нас с вами живет и работает. Поэтому еще раз благодарен депутатскому корпусу за понимание и поддержку, готов всегда к конструктивному диалогу, не знаю, много, наверное, времени занял, тем не менее, когда просил о том, что можно ли не читать, никто не среагировал. Поэтому уж извините.

На этом позвольте завершить, спасибо.


Официальный сайт Курской областной Думы http://kurskduma.ru, дата просмотра: 17 октября 2018 года
© 1998 - 2018 Управление по информационным технологиям и связи Курской областной Думы
счетчик посещений