Наверх

Роман Чекед: Проект "НОВАЯ ШКОЛА"

28 октября 2019 года.

Ученье и труд к победам ведут

Защита прав педагогов, школьников и родителей, развитие инфраструктуры образования, качество обучения. Всё это важные направления проекта "Новая школа". О том, как этот проект реализуется в Курской области, рассказал его региональный координатор, председатель постоянного комитета по образованию, науке, семейной и молодежной политике Роман Станиславович Чекед.

На образование - почти 7 миллиардов рублей

- Роман Станиславович, какие направления проекта "Новая школа" приоритетны для нашего региона?

- Федеральный проект "Новая школа" направлен на поддержку и развитие системы образования. Он включает в себя строительство и ремонт школ, их современное оснащение, переход на односменный режим работы с тем, чтобы вторую половину дня наполнить дополнительными занятиями.

В области успешно действуют региональные проекты национального проекта "Образование": "Современная школа", "Успех каждого ребёнка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы" (повышение конкурентоспособности профессионального образования). На их реализацию в 2019 - 2024 годах предусмотрено 6,8 млрд руб. Только в этом году - 1,3 млрд.

- Расскажите подробнее, какая работа ведётся по переходу на обучение в одну смену?

- В рамках регионального проекта "Современная школа" построено три учебных заведения: одно в Медвенском районе и два в Курске. Это позволило значительно сократить число детей, обучающихся во вторую смену.

В этом году будет введена в эксплуатацию школа на 1000 мест в Железногорске. Продолжается строительство школы на 1000 мест на проспекте Вячеслава Клыкова в областном центре, её планируют сдать к началу следующего учебного года. Все строящиеся школы оснащают современными технологиями обучения и воспитания.

- Какие перспективы у сельских учебных заведений?

- К концу 2024 года будет создано 3000 новых мест для учащихся в сельской местности и посёлках городского типа. На 2021 год запланировано строительство школ в Щиграх, Обоянском, Пристенском районах и реконструкция Залининской школы Октябрьского района. На 2022 год намечено строительство школ в Обояни, Пристенском, Курском, Большесолдатском районах и Льгове. В планах на 2023 год - пристройка к Гирьянской школе Беловского района, на 2024 год - реконструкция Глушковской школы и Пушкарской школы Кореневского района.

Идёт работа по обновлению парка школьных автобусов. Сейчас 292 единицы транспорта подвозят к месту обучения и обратно около 8,5 тысячи детей.

К 2024 году в 70 процентах учебных заведений (305 школ), расположенных в сельской местности и малых городах с охватом не менее 18 тысяч детей, должна быть обновлена материально-техническая база.

- Какие новшества предусмотрены проектом для детей, обучающихся дистанционно?

- К концу 2024 года в одиннадцати организациях, работающих исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, будет обновлена материально-техническая база. В этом году такая работа ведётся в четырёх коррекционных школах.

- В последнее время родители всё чаще говорят о школьном питании.

- Организация качественного и полноценного питания учеников была и остаётся в поле зрения депутатов.

В первую очередь необходимо пересмотреть нормативы стоимости питания на одного обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также для детей из малоимущих семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Меньше "бумажной" нагрузки

- Какие предусмотрены меры поддержки наименее социально защищённых групп детей?

- В Курской области накоплен опыт работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, с семьями, воспитывающими детей, находящимися в трудной жизненной ситуации и с детьми-сиротами. Сложилась система, охватывающая наиболее уязвимые категории. Она позволяет социализировать детей, оказывать практическую, консультативную помощь в жизнеустройстве, например, в период адаптации ребёнка в замещающей семье.

Назрела необходимость пересмотра нормативов материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях. Необходимо увеличить ежемесячные выплаты на личные расходы этой группы детей.

В преддверии учебного года в регионе проходила акция "Собери ребёнка в школу". В ней приняли участие депутаты, общественные организации, в том числе Совет молодых депутатов Курской области, Общественная Молодёжная палата при Курской областной Думе, бизнес-сообщество, педагогические коллективы. Было создано 58 пунктов приёма школьных принадлежностей. Около 4000 детей из многодетных и малообеспеченных семей получили канцтовары. Также состоялись мероприятия родительского контроля готовности школ к учебному году, оказана помощь в проведении ремонтных работ в образовательных учреждениях.

- Одна из самых значимых социальных тем - доступное и качественное дошкольное образование. Что делается в этом направлении?

- В сентябре в Курске на проспекте Дериглазова заработал новый детский сад. До конца года откроет двери ещё один садик в областном центре. Также появятся пристройки к зданиям детских садов в Курском и Поныровском районах.

- Не каждый учитель может сказать, что у него достойная зарплата. Что Вы думаете по этому вопросу?

- Вопрос заработной платы школьных педагогов также в центре внимания депутатов.

Область обеспечила выполнение целевых показателей размера средней заработной платы педагогических работников, установленных Указом Президента РФ. Между тем доходы педагогов в регионах существенно отличаются. А ведь учителя по всей стране выполняют общую задачу, и зарплаты у них должны быть едины. Регионы могли бы иметь особые коэффициенты, которые учитывают специфику и условия работы педагогов. Не заработная плата должна быть привязана к средней заработной плате по РФ, а учительская ставка.

Также большое внимание депутаты уделяют тому, чтобы максимально снизить бюрократическую загруженность педагогов. Учитель в среднем тратит 40 процентов рабочего времени на заполнение отчётности. У директора школы и вовсе остаётся только 13 процентов времени на то, чтобы выполнять прямые обязанности. Очевидно, необходимо уменьшать "бумажную" нагрузку на преподавателей.

Депутаты подготовили предложения по повышению эффективности электронного документооборота, унификации форм отчётности, уменьшению объёма данных, заносимых в электронный журнал. Учитель должен в первую очередь учить.

- В рамках национального проекта "Образование" в этом году в регионе создан Центр цифрового образования "IТ-куб". Расскажите об этом начинании.

- Центр - структурное подразделение курской школы №60. Расположен на проспекте Победы, дом 16, аудитория 320. Там дети овладевают навыками программирования, цифровой гигиены, системного администрирования.

Получить подробную информацию и записать ребёнка в центр можно по телефону в Курске: 39-06-59.

В планах открытие подобных центров в Железногорске и Курчатове. Помимо этого, в школах областного центра, а также в Курчатове, Железногорском, Мантуровском, Солнцевском и Суджанском районах внедряются целевые модели цифровой образовательной среды. Планируется, что к 2024 году они будут повсеместно.

- Одна из площадок, где подрастающее поколение может развить свои способности, - детский технопарк "Кванториум". Какие преобразования ждут этот объект?

- В этом году идёт капитальный ремонт здания в Железногорске. На это выделено более 200 миллионов рублей.

Кроме того, создаётся второй детский технопарк "Кванториум" в Курске и шесть мобильных технопарков (передвижные автомобильные станции). Там будет проходить обучение детей по инженерным программам, а также дополнительная подготовка и практико-ориентированное обучение педагогов.

- Как в рамках проекта проходит нравственное, физическое и патриотическое воспитание молодёжи?

- Шесть лет в Курской области проводится инициированный облдумой кадетский проект "Георгиевский сбор". В этом году его поддержал Фонд Президентских грантов, и он впервые вышел на межрегиональный уровень.

Участие общественных молодёжных организаций, воспитанников кадетских классов, их педагогов и родителей в широкомасштабном проекте в честь покровителя воинства Святого Георгия - это посильный вклад в дело сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны.

С прошлого года в регионе реализуется патриотический проект "Наследники Победы". Его цель - паспортизация и мониторинг всех мемориальных объектов и одиночных воинских захоронений. В июне в рамках этого проекта подвели итоги творческого конкурса "Воинские памятники соловьиного края". Поступило 270 работ в номинациях: кино, фотография, малая проза, поэзия, презентация, исследование и экскурсионный маршрут. 20 победителей были награждены дипломами Курской областной Думы.

- Расскажите о проекте "Парта героя".

- Он реализуется в рамках проекта "Новая школа" с сентября прошлого года. В него включились уже около ста образовательных организаций. В их числе школы Горшеченского, Глушковского, Касторенского, Кореневского, Конышёвского, Курчатовского, Курского, Льговского, Медвенского, Октябрьского, Пристенского, Рыльского, Суджанского, Тимского и Фатежского районов.

Парта героя - это ученическая парта с размещённой на ней информацией о заслуженном человеке, герое, имеющем отношение к школе, вошедшем в историю отечества или ставшем героем нашего времени. Есть его фотография, биография и героический путь. Также размещается QR-код со ссылкой на официальный портал с информацией о герое. Право сидеть за такой партой получают отличники, принимающие активное участие в жизни школы.

Уникальная ситуация сложилась в курском лицее №6 имени почётного гражданина города Курска и героя Советского Союза Михаила Булатова. В декабре минувшего года там, в начальной школе, установили парту имени М.А. Булатова. В её открытии принял участие сам Михаил Алексеевич, а также делегация калининградской школы №50 имени М.А. Булатова. Курские школьники подготовили стихотворения, а также презентацию боевого пути героя. Право сидеть за партой в день её открытия получила правнучка Михаила Булатова Гуторова Маша.

- В сентябре стартовал федеральный партийный проект "Шахматы - школе".

- Его координатор - выдающийся шахматист, депутат Государственной Думы РФ Анатолий Карпов.

Курс "Шахматы - школе" разработан на научной основе и соответствует требованиям государственного стандарта. Ставится задача не только вернуть древнюю игру в школы, но и активизировать работу шахматных клубов.

На 10 тысяч жителей - 500 студентов

- В областном центре достаточно вузов, средних профессиональных учебных заведений, которые каждый год выпускают молодых специалистов. Между тем в глубинке по-прежнему говорят о нехватке молодых перспективных кадров. Чем вызван такой парадокс?

- Регион занимает третье место в ЦФО после Москвы и Московской области и тринадцатое в России по доле работников с высшим образованием. В расчёте на 10 тысяч жителей вузы области обучают ежегодно почти 500 специалистов. Это четвёртый показатель по стране. В области 23 профессиональные образовательные организации. Количество обучающихся по программам среднего профессионального образования - около 27 тысяч. 13 организаций высшего образования - с филиалами, в которых обучается около 38 тысяч человек.

Несмотря на то, что у нас обучается примерно один процент всех студентов России, сохраняется нехватка кадров. В районных больницах не хватает узких специалистов, хотя медицинский университет их готовит. Молодые специалисты не спешат в село, предпочитая, если не удаётся устроиться в городе, кардинально менять профессию или специализацию. В итоге районные больницы ощущают дефицит кадров, а средний возраст сотрудников приближался к предпенсионному.

Также в сельских школах не хватает учителей русского языка и литературы, иностранного языка, математики, физики, химии, физической культуры, информатики, истории. Потребность в педкадрах в Курской области на 2020 год составляет 570 человек. Из них в районах - 411 человек.

Для закрепления молодых специалистов на селе прорабатывается программа "Земский учитель". Речь идёт о гранте - миллион рублей - для выпускников педагогических вузов, желающих работать в сельской местности.

- В регионе реализуется программа "Единая промышленная карта". Какова её задача?

- В марте было подписало соглашение о сотрудничестве по реализации Всероссийской интерактивной образовательной программы "Единая промышленная карта" на территории Курской области.

Эта карта - интерактивная образовательная программа для учащихся 5-11-х классов и студентов средних профессиональных организаций, которая объединяет информацию о госкорпорациях и значимых промышленных предприятиях из регионов РФ (http://единая-промышленная-карта.рф). Программа представляет собой банк готовых уроков для самостоятельного изучения или работы в классе с педагогом. Цель - убедить школьников остаться жить в родном городе и области, получив достойное применение своим силам. Проект поддержали более 20 предприятий региона.

- Как уравновесить спрос и предложение на рынке труда?

- Необходимо развивать систему прогнозирования кадровой потребности региональной экономики. Совершенствовать систему профориентации, которая позволит закрепить кадры в сельской местности. И к этой деятельности необходимо привлекать работодателей.

Школьникам необходимо знать о востребованности рабочих профессий на предприятиях, расположенных в сельской местности. Важно повышать престиж рабочего человека. Внедрять в массы идею труда как основы развития и успешности.

В последнее время в школах заметно увеличивается число ребят, которые после 9-го класса выбирают среднее профессиональное образование.

Статья была опубликована в газете "Курский областной вестник "Единая Россия " от 11 и 18 октября 2019 года №38,39

Дата опубликования: 28 октября 2019


Официальный сайт Курской областной Думы http://kurskduma.ru, дата просмотра: 15 ноября 2019 года
© 1998 - 2019 Управление по информационным технологиям и связи Курской областной Думы
счетчик посещений