Наверх

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области ИНФОРМИРУЕТ:

Управление Росреестра по Курской области напоминает: незнание закона не освобождает от ответственности!

13 декабря 2013 года

Управление Росреестра по Курской области является органом, осуществляющим государственный земельный надзор и обладает полномочиями по проведению проверок использования земельных участков физическими и юридическими лицами в целях выявления и пресечения правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На актуальные вопросы в сфере земельного контроля ответила Валентина Михайловна Чебунина, начальник отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Курской области.

Каким образом Управлением Росреестра по Курской области осуществляет надзор в сфере использования и охраны земель?

Осуществление государственного земельного надзора является одной из функций Управления Росреестра по Курской области.

Под государственным земельным надзором понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством.

Земельный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Что является основанием для проведения проверок?

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом. Проверки внеплановые Управление Росреестра по Курской области организует:

в целях контроля исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Государственные инспекторы Курской области при осуществлении земельного надзора порой сталкиваются с ситуациями, разрешить которые невозможно в рамках одного направления, одной сферы деятельности. Каким образом осуществляется взаимодействие между Управлением Росреестра по Курской области и контролирующими органами региона?

Если государственным инспектором выявлено нарушение, не входящее в его компетенцию, то материалы проверки направляются в соответствующие контролирующие органы. В свою очередь, если иные органы выявляют нарушения, входящие в компетенцию Управления Росреестра по Курской области, то также передают материалы по подведомственности на рассмотрение и для принятия решения.

Такой подход возможен при условии тесного сотрудничества всех контролирующих органов, действия которых могут способствовать скорейшему устранению нарушения. Подобное взаимодействие позволяет более полно и всесторонне исполнять возложенные обязанности, в том числе и по обращениям граждан, чьи права нарушаются.

Принимаемые меры, прежде всего, направлены на пресечение нарушений, устранение их последствий, привлечение виновных лиц к административной ответственности.

С чем связаны нарушения в сфере использования земель на территории Курской области?

На территории Курской области в последнее время стали выявлять нарушения, связанные с незаконным формированием земельных участков, занятых водными объектами. В соответствии с Водным Кодексом, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключениями являются пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Пруд представляет собой водоем, относящийся к поверхностным водным объектам, который, в отличие от водотоков (реки, ручьи, каналы), не имеет гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами и изолирован от других водотоков. Формирование земельных участков под такими объектами нарушением законодательства не является.

Если же пруд представляет собой естественный русловой водный объект, расположен непосредственно на водотоке и образован в результате постройки гидротехнического сооружения, которое регулирует изменение уровня воды, то в силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на таких землях не осуществляется образование земельных участков.

Однако органы местного самоуправления, на чьей территории находятся подобные объекты, нередко пренебрегают данными нормами. Должностные лица муниципальных образований формируют земельные участки и передают их в аренду физическим и юридическим лицам, что порождает целый ряд нарушений.

Прежде всего, это нарушение прав федеральной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с земельным законодательством, одним из основных принципов которого является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов. Такие объекты следуют судьбе земельного участка. Если водный объект в силу закона является федеральной собственностью, то и земельный участок также должен быть отнесен к федеральной собственности.

Кроме того, часто нарушаются основы водного законодательства. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ и бесплатно пользоваться ими для личных и бытовых нужд.

На практике арендаторы земельных участков под такими объектами часто ущемляют права местных жителей, затрудняя или делая невозможным доступ к ним. Достаточно часто это связано с деятельностью, которая разворачивается на прилегающей территории. Как правило, это вырубка деревьев, возведение сооружений для целей платной рыбалки и т.д.

Незаконная деятельность порождает жалобы населения.

Как разрешить подобные ситуации?

Разрешить подобные ситуации возможно только в том случае, если будут полностью соблюдены нормы законодательства. В соответствии с установленными требованиями Управление Росреестра по Курской области не снимает с контроля нарушение до полного его устранения.

Совокупность всех этих действий позволяет объективно оценивать нарушения, искать пути для их скорейшего устранения, принимать меры административного воздействия не только к тем, кто, их допустил, но и к должностным лицам, по чьей вине они не были предотвращены.

Информационный центр Управления Росреестра по Курской области

Карта сайта Дума вонтактеДума в твиттере

Другие новости Росрестра:


Официальный сайт Курской областной Думы http://kurskduma.ru, дата просмотра: 26 июня 2017 года
© 1998 - 2017 Управление по информационным технологиям и связи Курской областной Думы
счетчик посещений